Инструкция по воинскому учету и бронированию. Как подготовить отчет в военкомат о военнообязанных. Воинский учет в организациях
Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.
О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.
Основные задачи воинского учета в организации
Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.
Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.
Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.
Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.
Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.
За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации
Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:
- Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
- Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.
Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:
- Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
- На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы () либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
- Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
- В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.
В документах по воинскому учету содержится следующая информация:
- ФИО, дата, место рождения, местожительство;
- Семейное положение;
- Основные антропометрические данные;
- Образование;
- Место работы;
- Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
- Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
- Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
- Владение иностранными языками;
- Наличие спортивных разрядов;
- Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.
Составление плана работы военно-учетного стола
Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:
- Порядок ведения картотеки;
- Подготовку годового плана;
- Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
- Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.
Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».
Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.
Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.
Проверка военно-учетной документации
Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).
Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.
Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.
Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.
По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.
Ответственность должностных лиц
Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.
В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.
Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.
При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.
В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.
Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.
В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
- Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
- , утв. 11.07.2017.
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- Общий воинский учет.
- Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция
Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет
Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.
Пример приказа
На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.
Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.
Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.
Шаг 2. Определить, с кем работать
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:
- мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
- представителей мужского пола, находящихся в запасе;
- сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
- лиц, освобожденных от призыва;
- мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
- граждан, уволенных из армии;
- работников, служивших альтернативно;
- женщин, получивших военные специальности.
Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:
Оборотная сторона
Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.
Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом
Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.
Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.
Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Практическая часть
При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.
Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.
В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.
Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Отчетность для работодателей
Компании предоставляют отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточка учета (форма № 18).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.
Образец
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.
Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ
Законодательством подразумевается, что все работодатели заинтересованы в обеспечении обороноспособности РФ человеческими ресурсами.
С этой целью в организациях должен осуществляться воинский учет, инструкцию по ведению которого в 2018 году рассмотрим в статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :
Что это такое?
Под воинским учетом понимают систему постановки на учёт всех работников, подлежащих призыву по возрасту в едином реестре данных и регулярное обновление этой информации.
Благодаря этому государство следит за аккуратностью выполнения гражданами своего долга перед Родиной и эффективно отслеживает случаи, когда человек эту обязанность пытается игнорировать.
При осуществлении процедуры кадров наниматель опирается на нормы , закрепленные в федеральном законодательстве РФ (Федеральный закон №53-ФЗ ; Постановление Правительства РФ № 719 – Положение о воинском учете).
Необходимо учитывать, какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету. По закону это:
- лица мужского пола, не имеющие ограничений по здоровью;
- лица женского пола, чья профессия находится в перечне приложения к Постановлению Правительства №719.
Кто не подлежит воинскому учету:
Кто занимается ведением?
Кто должен вести учет, в законе не прописано. Обычно это бремя в фирме возлагают на кадровую службу . При этом следует опираться на численность штата в организации.
Специалист, занимающийся делами военного учета, обязан получать доплату за эту работу . Оформляют совместительство, также расширение зон обслуживания или увеличение требуемых работ (ст. 60.2 ТК РФ). Мало того, на это должен сам работник дать письменное согласие.
Проект приказа о назначении на должность кандидата, либо о его перемещении или освобождении от обязанностей, равно как и алгоритм планируемых мер в этой сфере, генеральный директор обязательно согласует с военным комиссаром .
Если человек, отвечающий за военно-учетный стол, заболел или отсутствует по другим причинам, босс особым приказом возлагает его обязанности на другого подчинённого и вверяет ему все сопутствующие бумаги.
Образец приказа о назначении (кликабельно):
Военные комиссариаты и муниципалитет систематически проверяют отношение бизнесменов к пополнению Вооружённых Сил. Каждые двенадцать месяцев осуществляется проверка в фирмах, где трудятся от полутысячи человек. В остальных проверки случаются раз в три года или чаще.
При этом проверяют:
- все ли работники зарегистрированы в военно-учетном столе;
- достоверность информации;
- правила оформления документов;
- наличие нарушений.
В соответствии с нормами законодательства, помимо расписок и справочных документов, фирмы обязаны вести особый журнал проверок , подписанный генеральным директором предприятия. Документ обязательно регистрируют, прошнуровывают и опечатывают.
На каждого кадра заводят свою личную карточку (Т-2 и Т-2ГС).
В свою очередь, HR или директор проверяет:
- отметку, касающуюся воинской обязанности, стоящую в общегражданском удостоверении личности;
- правильность заполнения и подлинность предоставляемых бумаг;
- присутствие отметок о постановке на учет;
- сведения о предыдущем месте работы, семейном статусе;
- временную или постоянную регистрацию.
Отсутствие у кандидата документа, касающегося его службы в армии считается законным основанием для отказа от сотрудничества с ним .
- Категория запаса 1: рядовые и сержанты, прапорщики и мичманы до 35 лет, офицеры и высший руководящий состав до 45-60 лет;
- Категория запаса 2: солдаты 35-45 лет, руководящий состав 45-60 лет;
- Категория запаса 3: солдаты 45-50 лет, офицеры 50-60 лет, женщины 45-50 лет.
Пошаговая инструкция и документы
Грамотная организация с нуля военнообязанных кадров в фирме включает этапы:
Для последнего существуют установленные требования. Листы документа оформляются в виде таблицы с графами:
- дата проведения;
- кто проводит проверку – фамилия, имя, отчество и должность;
- результаты, недостатки, оценка;
- решение директора по вопросам устранения недочетов.
У всех, принятых в фирму на работу, руководство обязано тщательно изучить документы, в том числе и в отношении воинской обязанности .
Военнообязанные кандидаты на должности должны при себе иметь военный билет либо приписные свидетельства . Служба персонала, проверяя документацию, должна уделять повышенное внимание соответствию и подлинности содержащейся в бумагах информации.
Посмотрите подробное видео о ведении воинского учета на предприятии:
Личная карточка трудящегося содержит:
- паспортную информацию;
- полное название должности;
- данные о семейном статусе;
- образование;
- адрес проживания.
Документация хранится обычно в особой картотеке.
В карточках сотрудников часто фигурируют аббревиатуры , которые не всегда понятны специалисту во воинскому учету. Так, к примеру, много сложностей вызывает сокращение ПСС, обозначающее звания:
- офицеры : служащие от лейтенанта до полковника;
- ПСС : от младшего сержанта до старшего прапорщика/мичмана;
- рядовые и ефрейторы : солдаты и матросы.
Также ответственные за учет часто путаются в понятиях “забронированные сотрудники” и “незабронированные”. К забронированным относят тех, кто в случае общей мобилизации не призывается к военным действиям, а остается на своем рабочем месте.
Сложности возникают и с тем, что писать в графе “состоит на учете “. Сюда следует вносить информацию о виде учета, которому сотрудник – общему или специальному . К последнему относят забронированных граждан.
Военные билеты и карточки Т2 учитываются в специальном журнале. Бланк журнала скачайте .
План работы
В мелких предприятиях, где подлежащих учету менее пяти сотен, контроль за ними осуществляется одним специалистом в порядке совместительства . Как вести учет, если служащих гораздо больше?
В крупных организациях, где трудятся до двух тысяч военнообязанных, создают военно-учетный стол. В этом случае выделяется отдельная ставка для занимающегося этим вопросом, а при большом количестве подлежащих учету кадров (от двух до четырех тысяч) – две и далее по одной ставке на каждые последующие три тысячи кадров.
Директора фирм должны выделить для выполняющих обязанности учета специальные помещения и железные шкафы . Расходы, связанные с ведением военного учета, возлагаются на руководство организации.
Все люди, чьи обязанности так или иначе имеют отношение к учету, освещаются в специальном приказе, изданным генеральным директором и согласованным с военным комиссариатом или с муниципалитетом в тех административных единицах, где нет военкоматов.
С ними согласуются также все действия по перемещению и сотрудников, имеющим отношение к воинскому учету. Исключение составляют учреждения, где есть мобилизационные органы .
Учет в отношении потенциальных рекрутов и “запасников” осуществляется по личным карточкам (форма Т-2, раздел 2) или личным карточкам госслужащих (форма Т-2ГС).
В число документов военного учета, на основании которых оный и осуществляется, входят:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (документ установленного формата, имеет обложку с изображением Герба РФ и соответствующей надписью);
- военный билет;
- справка взамен военного билета;
- временное удостоверение.
Военный билет облачен в зеленый переплет с гербовым изображением и титулом: “Российская Федерация. Военный билет офицера запаса”. Обложки документов, выдаваемых до 1994 и 2000 года могут отличаться и иметь гербовой оттиск СССР и соответствующую надпись.
Справка выдается только с целью идентификации некоторых военнообязанных , у которых в силу каких-то причин не нашлось нужных бумаг для оформления военного билета. Она также имеет гербовой оттиск и печать военкома. Но отправить туда запрос и проверить всё же не помешает.
Временное удостоверение выдается не более чем на месячный срок. Но продлевают и до трех, если нужная документация для оформления “военника” за первые тридцать дней не поступила.
В каждом учреждении HR отдел оформляет агитационно-просветительский стенд , посвящённый армейской службе.
Ответственность за нарушения
Нарушение правил воинского учета чревато неприятностями и штрафом для глав организаций. Административная ответственность грозит за:
- Непредоставление в контролирующий орган данных о будущих рекрутах (до тысячи рублей);
- Умалчивание директорами о вызове подчиненного в комиссариат.
Последнее также чревато небольшими деньгами – до тысячи рублей. Но неоднократные нарушения могут повлечь за собой повышенное внимание государства и более высокую степень ответственности.
Ведение воинского учета – ответственная и трудоемкая работа, которая требует повышенного внимания и ответственности со стороны исполнителя и начальства, а также дополнительной оплаты. Просто так, ничего не объясняя, взять и назначить по своему желанию кандидата глава фирмы вправе, но только по согласованию с самим претендентом и с военным комиссаром.
Каждый работодатель должен вести в своей организации воинский учет. Ответственный за это может быть как сам руководитель, так и любой сотрудник. В статье подробно рассмотрим как вести воинский учет в организации в 2018 году.
Кто обязан вести воинский учет
Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.
Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.
Как организовать воинский учет в организации
Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.
Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:
- Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
- Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
- Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ ). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
- Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.
Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.
Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.
Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓
Работники, не подлежащие воинскому учету
Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:
- Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
- Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
- Проживающие постоянно за пределами РФ;
- Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
- Женщины, не имеющие военной специальности.
Сколько специалистов ведут воинский учет
В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:
- Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
- От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
- От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.
Воинский учет в организации
Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:
- Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
- Оформление документов и их сохранность;
- При увольнении сотрудников снятие их с учета.
Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:
- Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
- Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
- Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
- Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
- Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.
Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.
Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.
Отчетность по воинскому учету
Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:
- Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
- По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
- По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
- По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.
Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.
Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.
Проверка воинского учета
Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.
Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.
Ответственность организации за воинский учет
При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:
- 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
- 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.
Законодательная база
Законодательный акт | Содержание |
Закон №61-ФЗ от 31.05.1996 | «Об обороне» |
Закон №31-ФЗ от 26.02.1997 | «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» |
Закон №53-ФЗ от 28.03.1998 | «О воинской обязанности и военной службе» |
Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 | «Положение о воинском учете» |
Глава 21 КоАП РФ | «Административные правонарушения в области воинского учета» |
Рекомендации, утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 |